воскресенье, 7 октября 2018 г.

Работа на конкурс "Воспитание в новой школе: поиск продолжается

Здравствуйте, дорогие гости! Сегодня хочу поделиться моей конкурсной разработкой со всеми вами.
Итак,
XII муниципальный конкурс «Воспитание в новой школе: поиск продолжается»
Номинация: «Семья и школа: воспитываем вместе»
Название работы: «Современное образование: практика формирования лидерских качеств школьника»
2018 год
Стратегия воспитания в Российской Федерации до 2025 года ставит приоритетной задачи в сфере воспитания детей, развитие высоконравственной личности, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества. Школа, как один из основных институтов социализации молодежи, создает условия для формирования лидерских качеств школьника через систему ученического самоуправления.
Вопрос об ученическом самоуправлении, пожалуй, один из самых сложных и неоднозначных вопросов, при помощи которых педагог может руководить и воспитывать детей с выраженными лидерскими качествами и проявлением интереса к правильной гражданской позиции.

Школа – это своеобразное государство, маленькая страна, где обучающиеся могут найти свое предназначение, выбрать нужное направление, участвовать в решении различных вопросов своей родной школы.
Воспитание лидера это одна из нелегких задач для педагогов-организаторов и заместителя директора по воспитательной работе. Опытным учителям понятно, что ученическое самоуправление способствует формированию осознанной гражданской позиции и ценностного отношения к себе и окружающим. Кроме этого повышается и социальная компетентность, которая способна развить социальные навыки поведения и направляет учащихся на самостоятельное принятие решений в социальных проблемных ситуациях.
Процесс управления школой хоть и сложный, но вместе с тем увлекательный и подчас очень интересный, он вовлекает учеников в процесс управления школой и дает возможность для активизации собственной деятельности учащихся в решении школьных проблем. Школа становится объектом инновационной активности учеников, а ученики, в свою очередь, участниками процесса модернизации образования.
Современная школа нуждается в новых реформах, так как мы шагаем в ногу со временем и развитие необходимо здесь и сейчас. В рамках самоуправления учащиеся начинают работать, включаются в деятельность, чтобы более осовременить школу. Рассматривая школу как некое государство в государстве нельзя пройти мимо вопроса о становлении системы государственно-общественного управления, продвижения культуры прав человека, освоения инновационных способов решения школьных проблем.
Данная проблема актуальна тем, что ученическое самоуправление в школе обусловлено целевыми установками современного воспитания нашей страны, а также формирует разностороннее развитие творческой личности учащихся. Основной составляющей воспитательной работы является патриотическое и гражданское воспитание, которое способствует формированию активной политической, правовой и информационной культуры обучающегося.
Информационное поле современных детей в настоящее время требует от подростков уметь адекватно оценивать политические процессы и различную информацию. Для адаптации учащихся в современной социально-политической среде необходимо развивать самостоятельность, способность организовывать своё социально-политическое поведение и сформирована высокая гражданская и национально - государственная позиция. В этом заказ общества и государства.
В каждой школе штабом воспитательной работы создаются условия для каждого учащегося в становлении личности, осознании своей индивидуальности.
Таким образом, в руках руководителей школ, если оценить проблему самоуправления во всём её масштабе, - судьба подрастающих поколений, судьба России: будут в школе воспитываться только исполнители чужих решений или же граждане, способные пользоваться своими правами, защищать их и выполнить гражданские обязанности. Чем раньше учащиеся станут полноправными гражданами своей школы, тем лучшими гражданами своего Отечества они могут стать впоследствии.

Школьное самоуправление
Одним из прав человека является право на участие в управлении делами государства. Оно означает, что граждане могут выбирать своих представителей в органы власти, а также влиять на власть другими способами: например, направлять предложения, участвовать в референдумах.
В свою очередь, у педагогов, родителей и учащихся есть право на участие в управлении образовательным учреждением, закреплённое Законом «Об образовании». Это право они могут реализовать через систему школьного самоуправления.
Приоритетным направлением политики государства в сфере воспитания является развитие самоуправления в общеобразовательном учреждении.
Органы самоуправления представляют учеников (педагогов, родителей), но не имеют по отношению к ним никаких властных полномочий. Они не могут отдавать им распоряжения, не могут принимать никаких обязательных решений для учеников, педагогов и родителей. Избирая орган самоуправления, вы выбираете не своих начальников, а своих представителей. И можете спрашивать с них, насколько эффективно они защищают ваши интересы. С вас они спросить не могут ничего.
Школьное самоуправление не является «управлением самими собой», это система, которая позволяет учителям, учащимся, а также родителям принимать участие в управлении школой.
Школьное самоуправление это некая ветвь школьной власти наравне с административной, которую, в свою очередь, возглавляет директор.
Школьное самоуправление не подчиняется административному. Самоуправление является властью, которой командовать никто не имеет право.

Есть несколько форм ученического самоуправления:
· Самоуправление, которое создают сами ученики из числа учащихся школы, которые выражают интересы самих учащихся. Одной из самых распространенных форм является ученический совет. 2. Родительский комитет, как орган самоуправления.
· Педагогическое самоуправление – создается педагогами школы.
· Совет старшеклассников – управление ведущими лидерами среди сверстников и младших школьников.
· Совет старост – управление классами лидером класса.
· К общешкольному самоуправлению относятся органы школьного самоуправления, которые создаются в совокупности с учениками, педагогами и родителями. Эти органы самоуправления должны согласовывать интересы всех участников школьной жизни и поэтому, как правило, имеют полномочия принимать решения, имеющие общешкольное значение.

В МАОУ СОШ № 71 самоуправление является только ученическим, но в перспективе на будущее мы планируем задействовать несколько форм самоуправления.

В последнее время система образования претерпевает существенные изменения и это связано с процессом демократизации. Большинство этих вопросов требуют особого внимания органов управления образованием.

Несомненно, советская система образования сумела сформировать активную позицию учащихся, все были охвачены одной идеей. Пионерская организация имела четкую структуру и традиции. Но с уходом советской власти изменилось и само общество, появились другие требования к учреждениям образования.

Идея детского самоуправления начала возрождаться в связи с демократизацией общества, которое обеспечивает развитие учащихся в самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения групповых целей, где детям дают права и обязанности по мере развития детского коллектива и формирования готовности лидеров-организаторов из числа детей к организации своих товарищей.

Чтобы запустить грамотную работу самоуправления в школе необходимо выявить лидеров из среды школьников, которые и будут «зажигать» остальных детей, но и немаловажной является работа педагогов-организаторов и завуча по воспитательной работе. Ведь от того, кто оказывает влияние на группу детей, кто выступает в роли организации, зависит успешность решения организаторских задач.

С начала этого года наш орган самоуправления в школе стал работать более активнее. В начале этого учебного года мы провели ряд собраний командиров класса, подготовили мастер-классы по развитию лидерских качеств среди школьников, провели тестирования и, благодаря этому, многие ученики поняли свой потенциал, который и захотели реализовать.

В целом смысл ученического самоуправления заключается в том, что необходимо обучать детей основам демократических отношений в обществе, в обучении их управлять собой, своей жизнью в коллективе, а не в управлении другими детьми.

В подростковом возрасте очень важна самореализация, становление своего собственного «Я» и способы эти зависят от того, во что верит подросток.

Приступая к разработка данного проекта я опиралась на то, чтобы любой из учащихся, приходящий к нам, в штаб воспитательной работы, смог найти себя через социально значимую деятельность, а также принять активное участие в решении вопросов и, возможно, повлиять на формирование социальных ценностей, а также разнообразить формы работы с другими детьми внутри школы. Реализовывая свой проект считаю, что учащиеся приобретут навыки, которые пригодятся им в будущем, когда они выйдут из стен родной школы во взрослую жизнь.

Новаторские основы программы
Основные подходы
Самоуправление в классах
Устройство ученического самоуправления в школе
Рекомендации по творческой деятельности

Так, давайте же вникнем в суть самого словосочетание «Ученическое самоуправление» и разберемся, в чем же заключается его цель? Исходя из достоверного источника ученическое самоуправление - это специфическая организация коллективной деятельности целью которой является саморазвитие личности учащихся.

Основной целью моей программы является создание организационных, социальных и педагогических условий для саморазвития учащихся в процессе общественной деятельности, воспитание достойного гражданина, направленного на активную творческую деятельность.

Задача состоит в том, чтобы направить учащихся и научить их взаимодействовать с другими людьми, как со сверстниками, так и со взрослыми; научить реализовывать свой потенциал;

Воспитывать личные качества.

Говоря о самоуправлении МАОУ СОШ№ 71 важно отметить, что здесь решаются задачи в формировании умений и опыта управленческой деятельности, а также сплочение ученического коллектива, в котором формируется культура деловых отношений в первую очередь, а также немаловажный момент, который пригодится детям в будущем это ведение деловых документов.

Самоуправление школы № 71 работает как единый механизм и быстро и сообща принимает решение в возникших вопросов. В процессе совместной работы происходит самораскрытие и самореализация личности. Также действует принцип равноправия в совместной деятельности; Дети совместно планируют трудовую деятельность, распределяют свое рабочее время, анализируют результат своей работы. В ходе спланированных мероприятий дети могут сориентироваться и в профессиональной ориентации, принять участие и в социальных проектах.

Для реализация цели в создании и развитии органов ученического самоуправления возможно предположить, чтобы каждый учащийся знал свои права и обязанности, а также уважал других, ведь на этой основе укрепляется сфера дружеских отношений. Также на основе Закона РФ «Об образовании» права на участие наравне с родителями и педагогами в принятии решений осуществлении деятельности, определяется улучшение учебно-воспитательного процесса и наблюдается динамика развития школы в целом.

В результате реализации программы ученического самоуправления МАОУ СОШ № 71 предполагается наличие комплектного ученического коллектива, который управляет делами классов и школы в целом. Также наблюдается повышенная активность и заинтересованность учащихся в деятельности ученического самоуправления;

Дети с удовольствием и самостоятельно выполняют поручения, разрабатывают различного рода мероприятия, будь это акция по борьбе с вредными привычками или разработка сценария КВН.

Наблюдается интерес и рвение к активному участию, как в общешкольных, так и в городских мероприятиях. Дети адекватно оценивают свою деятельность, анализируют и, после «разбора полетов» делают выводы, планируя на будущее как будет лучше.

Основные подходы
Первый подход в нашей воспитательной работе – это гуманистическое воспитание, которое направлено на создание сплоченности в школьном коллективе. Мы, совместно с детьми, выделили некоторые правила:

1. Уважительное отношение друг к другу.

2. Самостоятельность и инициативность.

3. Преемственность от педагога к ребенку.

Второй подход это деятельный подход. Учащиеся живут реальной, сегодняшней жизнью. И им необходима интересная деятельность: творческая, трудовая, досуговая. Здесь результативным может стать, скорее всего, не в индивидуальная, а в общественная деятельность которая формирует и развивает такие полезные качества, как ответственность, самостоятельность, социальная активность, организованность.

Для реализации моей программы условно можно разделить ее на основные этапы.

I этап- 2017-2018 г.г.– изучение мнения учащихся, органа ученического самоуправления, лидеров школы то, какой они представляют модель самоуправления. Здесь возможно разделить детей на группы и дать им возможность самим придумать варианты модели ученического самоуправления, составление схем, разработки программ.

II этап-2018-2019 г.г. – доведение до совершенства модели самоуправления с учётом предложений учащихся школы;

III этап-2019-2020 г.г. - оценивание модели ученического самоуправления и формировие органов ученического самоуправления;

IV этап-2020-2021 г.г. - подготовка к реализации ученического самоуправления в школе.

V этап – 2021-2022 г.г. - обработка данных за 5 лет, разработка рекомендаций «Проблемы и перспективы деятельности ученического самоуправления, во взаимодействии с родителями, в современной школе»

На основе этого в первом этапе предполагается постановка вопросов об ученическом самоуправлении на педагогических советах, совещаниях классных руководителей, родительских и ученических собраниях, изучение первого опыта по самоуправлению, использование различных моделей или путей совершенствования ученического самоуправления: деловых игр, конкурсов, акций, тестирование и т.д.

Второй этап предполагает формирование группы для того, чтобы разрабатывать конкретные документы, которые бы определили структуру и содержание деятельности органов ученического самоуправления в школе.

На этом этапе разрабатываются:

1. Положение о Совете школы

2. Положение о Совете учащихся

На третьем этапе обсуждаются разработанные модели ученического самоуправления, а также документы, которые и определяют их деятельность в коллективах, выборы органов ученического самоуправления.

Четвёртый этап – это этап подготовки избранного Кабинета министров к организаторской работе в органах самоуправления, проведения заседаний актива, распределение обязанностей министров.

Пятый этап отличается от четырех предыдущих тем, что здесь уже обобщается опыт работы ученического самоуправления, а также разрабатываются рекомендации, описывается опыт работы по формированию органов самоуправления в школе.

Единство школьной системы ученического самоуправления состоит в том что школьники включаются в воспитательную систему школы, в общественную жизнь.

стимулирование активной жизненной позиции учащихся

(участие органов ученического самоуправления в осуществлении социально значимых проектов, направленных на позитивные изменения в жизни общества).

Включение детей в организационно-управленческую деятельность в школе помогает в наблюдении развития личности ученика в системе школьного самоуправления.

1. Деятельность личности по добросовестному выполнению поручения формирует добросовестность к порученному делу.

2. Выполнение общественных поручений, при которых он сам находит и использует некоторые способы его осуществления, формирует навык самоконтроля и требовательности к себе.

3. Ученик сам выбирает дело и определяет пути его выполнения; характеризуется творческое отношение личности к конкретному делу.

Приемы, используемые в реализации программы:

· Диспут, обсуждение, беседы, собрания, заседания.

· Работа в парах, маленьких группах.

· Ролевая игра.

· Практическое задание.

· Метод мозговой штурм.

· Направление в работе:

- Формирование знаний по самоуправлению

- Развитие, коррекция и диагностика учащихся

- Совершенствование системы работы самоуправления в среде школьников;

- Обработка механизмов совместной работы учащихся

Модель ученического самоуправления

Модель ученического самоуправления состоит из нескольких составляющих:

Позиционное устройство

Организационное устройство


Нормативно-правовое устройство


Содержательное устройство


Управленческое устройство


Позиционное устройство


Самоуправление основано на следующих принципиальных позициях:


- Позиция равноправия где все имеют право решающего голоса при принятии того или иного решения.


- Позиция выборности, здесь полномочия приобретаются в результате выборов.


- Позиция гласности заключается в том, что работа органов самоуправления открыта для всех учащихся.


- Позиция законности внедряет неукоснительное соблюдение правовых и нормативных актов.


- Целесообразность включает в себя тот факт, что деятельность органов ученического самоуправления направлена на реализацию интересов и потребностей учащихся.


- Гуманность позиционирует действия органов самоуправления как основу нравственных принципах, где ребенок это, прежде всего, личность.


- Самодеятельность среди учащихся в творчестве, активности, самостоятельности.


- Ответственность как необходимость регулярного отчета о проделанной работе и ее результатах перед своими избирателями.


- Актуальность заключается в деятельности, которая ориентирована на решение значимых проблем воспитания.


- Индивидуальность, где учитываются психологические особенности детей.


- Последовательность от простых шагов к сложным.


- Разнообразные варианты где разделы содержания могут изменяться, добавляться в связи с требованиями времени образования.


- Позиция добровольчества, когда ученик участвует по своему желанию.


Организационная позиция:


Двухуровневая структура в МАОУСОШ № 71


Школьное ученическое самоуправление состоит из кабинета министров, сюда входят: Президент, премьер-министр, министр науки и образования, министр иностранных дел, министр внутренних дел, министр информации и печати, министр обороны, министр спорта, министр здравоохранения. Совет губернаторов состоит из лидеров параллелей и собрания мэров из старост класса.


Первый уровень


Педагог помогает в развитии ученического самоуправления параллели и классов.


Центральным структурным элементом самоуправления является параллель и класс, основа и залог успеха в самоуправлении школы. Очень важно уже, начиная с классов, формировать самоуправление, так как общешкольные органы самоуправления обобщают то, что сформировано в первичных коллективах. При участии классного руководителя учащиеся самостоятельно планируют свою деятельность, организуют ее выполнение, анализируют свои результаты, объединяя учащихся по интересам.


Самоуправление в параллели и в классах:


Самоуправление класса, как любого другого первичного коллектива, складывается из распределения конкретных обязанностей между определенными учащимися, выбора ответственных за наиболее важные секторы работы учащихся.


На классном часе коллективом избирается мэр (староста) класса. Мэр класса руководит делами класса, информирует, представляет его интересы в других органах самоуправления, контролирует организационные моменты и творческий процесс, следит за дисциплиной и посещаемостью.


На общем собрании выбирается также актив класса, распределяются общественные поручения среди учащихся. В параллели избирается также губернатор, который курирует своих мэров.


Перечень основных общественных поручений:


– Губернатор - избирается среди параллелей, курирует работу мэров.


– Мэр класса (староста), заместитель мэра.


– Министр спорта.


– Министр культуры.


– Министр внутренних дел.


– Министр охраны труда.


– Министр науки и образования.


– Министр информации и печати.


Актив класса непосредственно работает под руководством Совета класса и классного руководителя


Министр науки и образования обеспечивает соблюдение и выполнение каждым учащимся правил внутреннего распорядка, способствует сознательному отношению школьников к учебной деятельности, следит за успеваемостью в классе.


Министр культуры создает условия для самореализации творческого потенциала каждой личности через систему КТД, занимается организацией праздников, распределяет между учащимися поручения по подготовке мероприятий.


Министр информации и печати создает условия для самореализации творческих возможностей учащихся, курирует смотры и конкурсы плакатов, рисунков.


Министр спорта способствует физическому развитию и самосовершенствованию учащихся, создает условия для формирования здорового образа жизни, контролирует спортивные мероприятия, спортивные праздники, спортивные игры.


Министр охраны труда контролирует порядок и дежурства в классе, следит за графиком дежурств, раз в четверть проводит ген.уборки, поддерживает контроль санитарного состояния класса.


Второй уровень


Структура школьных органов самоуправления


Самоуправление в школе находится в состоянии непрерывного развития, которое связано с изменениями, происходящими в обществе в целом и в школе. В школе сложилась определенная структура управления:


Главным координирующим органом УС является Кабинет министров, который уполномочен координировать деятельность первичных коллективов, принимать решения по вопросам общественной жизни учащихся школы.


Функциональные обязанности Кабинета министров:


Президент – это лицо школы, представляющее его интересы на городском совете, курирует и управляет деятельностью Кабинета министров.


Премьер-министр – второе лицо после президента школы, является его правой рукой, замещает его в случае отсутствия.


Министр науки и образования обеспечивает соблюдение и выполнение каждым учащимся правил внутреннего распорядка, заложенных в уставе школы, способствует сознательному отношению школьников к учебной деятельности, а также решает вопросы, связанные с повышением качества знаний учащихся (через систему доп. информации, консультаций, олимпиад, предметных недель).


Министр культуры создает условия для самореализации творческого потенциала каждой личности через систему КТД, занимается организацией общешкольных праздников и вечеров, распределяет между учащимися поручения по подготовке мероприятий; организует оформление праздников, конкурсов, принимает заявки и пожелания классов.


Министр информации и печати создает условия для самореализации творческих возможностей учащихся, организует выпуск газет, курирует смотры и конкурсы плакатов, рисунков.


Министр спорта способствует физическому развитию и самосовершенствованию учащихся, создает условия для формирования здорового образа жизни, а также проводит спортивные мероприятия, спартакиады здоровья, спортивные праздники, спортивные игры, вовлекая учащихся в спортивную жизнь школы.


Министр охраны труда контролирует порядок и дежурства в школе и классах, раз в четверть проводит рейд по внешнему виду и форме учащихся школы, составляет рейтинг по классам, а также поддерживает контроль санитарного состояния школы и классов.


Министр иностранных дел курирует все мероприятия вне школы, конкурсы, соревнования, игры, поддерживает связь с другими школами.


Министр здравоохранения следит за здоровьем учащихся, курирует, совместно с министром по сорту, деятельность учащихся, следит за санитарным состоянием детей, курирует мероприятия связанные со здоровьем: акции, профилактика вредных привычек, работу волонтеров, профилактика ДТП, отряд ЮИД и ДЮП.


Содержательное составляющее об ученическом совете.


Основные функции органов ученического самоуправления:


Заседание Кабинета министров планирует и реализует деятельность органов самоуправления, формирует органы самоуправления в школе, вырабатывает предложения учащихся по совершенствованию работы, принимает отчеты, информации, оценивает результаты деятельности органов управления. Также участвует в координировании деятельности всех органов и объединений учащихся, планирует и организовывает работу, организует самообслуживание учащихся, их дежурство, поддерживает дисциплину и порядок в школе;


Объединение губернаторов проводит заседание раз в четверть, проводит рейтинг по классам, планирует и курирует работу в параллелях.


Мэры участвуют в планировании и организации деятельности учащихся по конкретному направлению, организуют и оценивают результаты соревнования учащихся в общественно-полезной и досуговой деятельности.


Классное ученическое управление обсуждает все вопросы жизнедеятельности своего класса и принимает по ним соответствующие решения. На совещаниях обеспечивается право участия в обсуждении и принятии решений по вопросам деятельности коллектива.


Классные собрания являются наиболее гибкой и доступной формой привлечения всех к самоуправлению.


Важное в работе классных собраний – это обсуждение и принятие важных решений о деятельности классного коллектива, рассмотрение и утверждение плана его работы, выборы ученического актива, заслушивание отчетов о выполнении решений класса отдельными учениками.


Управленческий блок


Для развития ученического самоуправления необходимо грамотно управлять им. Функцию управления Кабинетом министров выполняет педагог-организатор.


Для этого необходимо контролировать, анализировать, планировать организацию деятельности самоуправления, при необходимости – регулирование и коррекцию.


Цель контроля – получение информации о протекании всех процессов во время организаторской деятельности, основной метод контроля – наблюдение, а также анкетирование, беседа, изучение работ учащихся.


Регулирование и коррекции – внесение изменений в функционирование системы, если оно отклоняется от нормы. Происходит это через самих учащихся, при помощи педагогов-консультантов.


Анализ осуществляется на всех уровнях самоуправления. На первом уровне – в классных коллективах анализируется деятельность каждого члена коллектива.


На втором уровне – проводится вертикальный уровень анализа,


то есть анализ по каждому направлению деятельности в отдельности.


Анализ дополняется самоанализом и наоборот.


При планировании и организации деятельности педагог-организатор занимает позицию методиста-консультанта, оказывающего всестороннюю поддержку и мотивирующего участников самоуправления на успех.


На базе школы осуществляется проект «Школа Лидера». Еженедельно на собраниях для губернаторов и мэров, кроме информации о предстоящей работе на неделю, педагог-организатор проводит лекции, семинары, интеллектуальные и интерактивные игры, направленные на выявление и развитие лидерских качеств учащихся. Здесь также целесообразно создавать и придумывать и разрабатывать групповые проекты, направленные на развитие ученического самоуправления, развивать ораторское искусство, проводить мозговые штурмы.


Функции педагогов общеобразовательного учреждения


по развитию ученического самоуправления


Развитие ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении напрямую зависит от директора и завучей по ВР и УВР. И здесь важно отметить, что их заинтересованность, уважительное отношение к органам самоуправления, моральная поддержка со стороны учителей и учащихся школы является ключевым моментом в создании эффективной системы школьного самоуправления, в условиях которой реальную роль играют все участники образовательного процесса.


Директор общеобразовательного учреждения отвечает за разработку стратегии воспитательного процесса, включая деятельность ученического самоуправления, регулирует процессы создания правовой базы и материально-технического обеспечения функционирования ученического самоуправления.


Заместители директора по ВР и УВР принимают активное участие в разработке программы развития ученического самоуправления. Очень важно взаимодействие заместителя директора в сотрудничестве с классными руководителями и консультирует Кабинет министров по всем вопросам.


Педагог-организатор является одним из ведущих специалистов, непосредственно реализующих воспитательные программы различной направленности в общеобразовательном учреждении занимается практическими вопросами, поддерживая органы ученического самоуправления.


Модели самоуправления в образовательном учреждении


В реализации программы ученического самоуправления в общеобразовательных учреждениях рекомендуется опираться на следующие правила:


1. Право свободы выбора в общеобразовательном учреждении.


2. Ориентированность на личные и коллективные интересы.


3. Процесс ученического самоуправления направляющая энергию подрастающего поколения на социально полезные дела.


4. Сотрудничество общеобразовательного учреждения с Городским парламентом.


Эти правила составляют основу организации самоуправления общеобразовательного учреждения, которая соответствует главным принципам педагогики.


Структура модели


Целеполагание - принятие ценностей и идеологии, закладываемых в модель ученического самоуправления, постановка цели, которую необходимо достигнуть через формулирование основных задач и определение путей их решения в ходе реализации модели ученического самоуправления.


Позиция - общая схема основных структурных элементов самоуправления с указанием их взаимосвязей. Данный блок позволяет наглядно представить место каждого элемента и увидеть его связи, в том числе с педагогически и родительским самоуправлением.


Организация - выделение уровней субъектов самоуправления (индивидуальный уровень, уровень первичного коллектива (класс), уровень ученического коллектива школы и т.д.) с описанием возможностей каждого уровня в зависимости от среды (социального пространства), в которой участники образовательного процесса осуществляют взаимодействие, а также системы ролей, которые может принять на себя школьник, участвуя в самоуправлении.


Нормативность - перечень и краткая характеристика основных нормативных документов, необходимых и достаточных для эффективного функционирования данной модели (прежде всего, это полномочия каждого органа самоуправления, его компетенция и ответственность).


Содержательность позволяет выделить системообразующую деятельность и описать основное содержание функционирования всех структурных элементов самоуправления.


Технологичность раскрывает возможные формы работы участников ученического самоуправления в процессе их деятельности.


Условия эффективного функционирования


Организационно-педагогические условия необходимых для успешного функционирования в соответствии с поставленной целью: качество самой модели, ее соответствие внутренним потребностям коллектива; стиль педагогического управления; учет внешних условий и перспектив развития; постоянное обучение и самообучение актива; совершенствование нормативной базы и т. д.


Оценка эффективности функционирования модели


Система показателей, которые позволяют судить о степени достижения поставленной цели в процессе функционирования разработанной модели (динамический аспект): степень достижения поставленной цели, в том числе накопление детьми социального опыта (с преобладанием позитивного); характер внутренних процессов; взаимодействие с внешними процессами и социумом; характер изменений отношения к данной модели.


Таким образом, для разработки проекта ученического самоуправления целесообразно обратиться к моделированию. В процессе моделирования могут быть созданы различные модели инновационной деятельности: содержательные, управленческие, нормативно-правовые и прочие, которые составят основу будущего проекта.


В соответствии с представленными выше принципами и подходами существующие в настоящее время модели самоуправления общеобразовательных учреждений и формы вовлечения участников образовательного процесса в самоуправление можно сгруппировать следующим образом:


1. Административная модель (условное название "Кабинет министров") - это формально-правовое самоуправление, основанное на требованиях законодательных и локальных актов. С помощью этой модели участники образовательного процесса, в том числе школьники (через ученическую секцию школьного совета), реализуют свои гражданские права на участие в управлении делами общеобразовательного учреждения и местного сообщества.


Сильные стороны: 1. Полное соответствие требованиям законов и подзаконных актов, регулирующих деятельность общеобразовательного учреждения на территории Российской Федерации. 2. Наличие возможностей для участников образовательного процесса при реализации и защите своих гражданских прав.


Заключение


Ученическое самоуправление является необходимым компонентом современного воспитания.


И в современных условиях целью его является адаптация выпускников к непрерывно изменяющимся жизненным условиям.


Самоуправление помогает развитию самостоятельности, ответственности и личностному росту школьников.


Разноуровневый подход в организации самоуправления, пожалуй, является наиболее успешным. Ведь, учитывая личностные потребности школьников, можно определить их цели и профессиональную ориентацию.


При проведении первоначальных совещаний ученического самоуправления выявилось, что дети считают, что развитие самоуправления в школе может способствовать в приобретении навыков общения в режиме реального времени, воспитывать личную ответственность, требовательность к себе, сформировать и сплотить ученический коллектив, научить культуре деловых отношений и


вести официальные документы. Также немаловажен тот факт, что у детей формируется ответственность за патриотическое, духовное, нравственное, интеллектуальное, физическое развитие. Проведение и участие в агитбригадах и волонтерских отрядах обеспечит защиту от негативных явлений (наркомании, алкоголизма, безнадзорности). Также самоуправление в школе поможет ребенку определиться с выбором будущей профессии.


Ну, а самым важным здесь и сейчас, является выявление лидеров среди школьников.


В новом Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования говорится о том, чтобы приобщать учащихся к общественной деятельности и к участию в ученическом самоуправлении. Здесь толкуется понятие «школьное самоуправление», которое может быть реальной частью педагогического процесса.


Одним из важнейших прав человека является право на участие в управлении делами государства. Об этом говориться в законе «Об образовании».


Самоуправление развивается только тогда, когда учащиеся оказываются в ситуации выбора и сами находят пути решения стоящих перед ними проблем. Ученическое самоуправление – это форма организации в жизни коллектива учащихся, которая обеспечивает развитие их самостоятельности в процессе принятия и реализации решений для достижения общественно значимых целей. Именно принятие этих решения является ключевым для формирования мотива группового действия. Самоуправление быстрее развивается там, где сфера интересов учащихся выражена наиболее ярко. Главная задача воспитательной работы – создать в школе условия для активной жизнедеятельности учащихся, их гражданского самоопределения и самореализации, для максимального удовлетворения потребностей в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии. Для обеспечения эффективной учебной и социально полезной деятельности учащихся воспитательные усилия педагогического коллектива и родителей рекомендуется направить на формирование соответствующих личностных качеств учащихся (нравственных качеств, духовности, общечеловеческих ценностей, духовности и гуманизма).

Комментариев нет:

Отправить комментарий