воскресенье, 28 октября 2018 г.

Особенности работы с одарёнными детьми

Работа с одаренными детьми в школе
Цели:
1. Раскрыть суть понятия «одарённость», рассмотреть её особенности.
2. Определить общие методологические и психолого-педагогические позиции коллектива техникума в работе с одаренными детьми.
3. Выработать систему работы с одаренными детьми.

Задачи:
1. Выявить одаренный детей среди учащихся.
2. Создать систему работы с детьми.
3. Отобрать средства обучения, которые способствуют развитию самостоятельности мышления.
4. Дать современное образование.

Предварительная подготовка:
1.      Провести опрос (анкетирование) среди педагогов по выявлению одарённых детей, определить направленность их одарённости.
2.      Тематическая административная проверка «Работа с одаренными детьми на уроках и во внеурочное время».



                                                                 Способность предполагается заранее,     
                                                                  но она должна стать умением.
                                                                                                 Иоганн Вольфганг Гете

I.                   
 В настоящее время проблема работы с одарёнными детьми всё более актуальна. Обществу нужна творческая личность, способная  придумывать, создавать новые идеи.

   Чтобы выявить одаренного ребенка необходимо организовать системную работу и это, пожалуй, одна из главных задач современной образовательной практики в условиях модернизации российской системы образования. С сентября  2011 года во всех образовательных учреждениях нашей страны ввели Федеральный государственный образовательный стандарт. В основе ФГОС лежит системно - деятельностный подход, который, среди множества планируемых результатов, предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества; учёт индивидуальных особенностей учащихся; разнообразие их развития, обеспечение роста творческого потенциала и познавательных мотивов.

   Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одарённый ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Давайте зададимся вопросом: Какого ребёнка можно считать одарённым?

На этот счет  существует две крайние точки зрения:

1. Все дети являются одарёнными.

2. Одарённые дети встречаются крайне редко.

- А как считаете вы? (обсуждение)

Традиционно одаренными в наше время принято считать детей:

•          с интеллектом выше среднего;

•          с высоким уровнем творческих способностей;

•         достигших успехов в некоторых областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты);

•          хорошо обучающихся  (академическая одаренность).

Мы выделим следующее:

•          Одарённость в практической деятельности;

•          Одарённость в познавательной деятельности;

•          Одарённость в художественно-эстетической деятельности;

•          Одарённость в коммуникативной деятельности;

•          Одарённость в духовно-ценностной деятельности.



   Каждый из нас согласится с тем, что одаренный ребенок — это особый ребенок.  Сергей Есенин в свое время написал следующее: «Не каждый умеет петь, не каждому дано яблоком падать к чужим ногам…».

Наша задача, как  педагогов, состоит в том, чтобы  понять таких детей и  направить все свои силы на то, чтобы передать  опыт и знания. Для того, чтобы грамотно спланировать работу с такими детьми нам, как специалистам, необходима большая психологическая подготовка. Педагог должен понимать, что эти дети нуждаются в поддержке со стороны взрослых, которые призваны научить их справляться с непомерно завышенными ожиданиями в отношении своих способностей. 

    Целостный подход к одаренному человеку, как к личности, необходим, чтобы реализовать его дар. В процессе целенаправленной деятельности, опирающейся на познавательные потребности детей, происходит развитие способностей.

Задачи, стоящие перед коллективом:

- Своевременное выявление одарённых детей;

- Использование на уроке дифференциации на основе индивидуальных особенностей детей;

- Отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в разных видах деятельности;

- Организация разнообразной внеурочной деятельности;

- Развитие у одарённых детей качественно высокого уровня представлений о картине мира, основанных на общечеловеческих ценностях.

Чем одарённые дети отличаются от других детей?

    Важной особенностью одаренных детей является их познавательная потребность прежде всего в познавательной информации, которая выступает в самых разных формах: любознательность, целенаправленная познавательная деятельность.

   Одаренные дети охотно и легко учатся, отличаются остротой мышления, наблюдательностью, исключительной памятью, проявляют разностороннюю любознательность, часто уходят с головой в то или иное дело. Выделяются умением четко излагать свои мысли, демонстрируют способности к практическому приложению знаний, проявляют исключительные способности к решению разнообразных задач.

   Для них характерна острота восприятия окружающего мира, способность сосредоточиться сразу на нескольких видах деятельности, высокий порог восприятия, продолжительный период концентрации внимания.

Деятельность педагогов предусматривает:

 реализацию личностно-ориентированного педагогического подхода в целях гармонического развития человека как субъекта творческой деятельности;

  создание системы развивающего и развивающегося образования на основе психолого-педагогических исследований, обеспечивающих раннее выявление и раскрытие творческого потенциала детей повышенного уровня обучаемости;

 изучение факторов психолого-педагогического содействия процессам формирования личности, эффективной реализации познавательных способностей учащихся

 внедрение в учебно-воспитательный процесс идеи гармонизации всех учебных дисциплин в системе базисного учебного плана, что является условием обеспечения доминирующей роли познавательных мотиваций, активизации всех видов и форм творческой самореализации личности.

  управление процессом развития интеллектуальных способностей учащихся. Структурная целостность образовательного процесса основана на взаимозависимости компонентов структурирования: идеи - содержание -обновление содержания обучения, вариативность образовательных программ - определение индивидуальных образовательных траекторий -технологии - методика развивающего обучения и практика - образовательная деятельность - помощь семьи в образовании и воспитании детей. Чтобы развить человека, необходимо рационально, т.е. сообразуясь с его "самостью"выбрать цели, содержание, методы, формы обучения.Как свидетельствуетопыт общеобразовательной школы, т.е. где срабатывает традиционная дидактика, здесь упускается главное; насколько и будет ли вообще востребовано то, что дается человеку, которого обучают, воспитывают,развивают. Педагогическая система строится на четырех базовых идеях:

 на осознании самоценности каждого школьника как уникальной, неповторимой личности;

 на неисчерпаемости возможностей развития каждого ребенка, в том числе его творческих способностей;

 на приоритете внутренней свободы перед внешней как свободы, необходимой для творческого саморазвития;

  на понимании природы творческого саморазвития как интегральной характеристики "самости", изначальными компонентами которой являются самопознание, творческое самоопределение, самоорганизация, самоуправление, творческое самосовершенствование и самореализация личности школьника. Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения,изучения психологических особенностей, речи,памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск,выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы. Условно можно выделить три категории одаренных детей:

 Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).

 Дети с признаками специальной умственной одаренности - в определенной области науки (подростковый образ).

  Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте). Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:  принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

 принцип возрастания роли внеурочной деятельности;  принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

 принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

  принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества. Условия успешной работы с одаренными учащимися. Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению. Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы. Включение в работу с одаренными учащимися в первую очередь учителей, обладающих определенными качествами:

 учитель для одаренного ребенка является личностью продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам. Взаимодействие учителя с одаренным учеником должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки, быть недирективным;

 учитель верит в собственную компетентность и возможность решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за принимаемые решения, и одновременно уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности;

 учитель считает окружающих способными самостоятельно решать свои проблемы, верит в их дружелюбие и в то, что они имеют положительные намерения, им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать;

 учитель стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других, заниматься самообразованием и саморазвитием. Учитель должен быть:

 увлечен своим делом;

 способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;

 профессионально грамотным;

  интеллектуальным, нравственным и эрудированным;

 проводником передовых педагогических технологий;

  психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;

 знатоком во всех областях человеческой жизни. Формы работы с одаренными учащимися:

 творческие мастерские;

 групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;

 факультативы;

 кружки по интересам;

 занятия исследовательской деятельностью;

 конкурсы;

 интеллектуальный марафон;

 научно-практические конференции;

 участие в олимпиадах;

 работа по индивидуальным планам;

 сотрудничество с другими школами, ВУЗами.

     Некоторые проблемы развития одаренных детей.Выявление одаренных детей и развитие их способностей является одной из задач цивилизованного общества. Эта задача довольно сложна в ее практической реализации, так как найти одаренного человека, а тем более воспитать в соответствии с его индивидуальными особенностями достаточно трудно. Можно выделить две целевые установки процесса развития талантливых детей. Первая - создание возможности наиболее полной реализации способностей и склонностей одаренного ребенка. Чтобы достичь этой цели,необходимо провести целый ряд мероприятий,направленных на изучение начальных условий деятельности. К ним можно отнести: вычленение критериев одаренности, выявление детей по данным критериям, изучение их интересов и начального уровня развития. Дальнейшая работа с талантливыми учащимися будет включать в себя разработку теоретической основы и практических планов коллективных, групповых и индивидуальных занятий, а также действия по анализу и систематизации педагогической деятельности. Вторая - воспитание уравновешенного интеллигентного представителя общества, который сможет реализовать свой потенциал исходя из его интересов.

Данная цель предполагает изучение и развитие индивидуальных личностных качеств ребенка, а также создание определенных физических и психологических условий для его развития . Подобные действия могут создать благоприятную обстановку для формирования личности с заранее планируемыми качествами.Несмотря на то, что первая установка по некоторым положениям противоречит настоящей, их нельзя разделять или выделять одну за счет другой - они имеют равное значение для развития одаренного человека. Педагогические программы развития одаренных детей необходимо строить исходя из того, что обе эти задачи должны решаться одновременно. На построение таких программ оказывают влияние не только общие требования педагогики и психологии,но и личность, характер ребенка, то есть они в значительной степени должны носить индивидуальный характер.

Одаренность - сложное явление, она имеет свои положительные и отрицательные последствия. К положительным проявлениям одаренности можно отнести хорошие вербальные способности,постоянство, независимость, творческие способности, разнообразие интересов, чувство ценности, хорошую память, настойчивость,абстрактность мышления и т.д. К отрицательным -индивидуализм, различную скорость мышления и письма, нестабильность интересов, проявление диктаторства, повышенную требовательность и нетерпимость. Учитывая неоднозначность взглядов на одаренность и ее проявления, а также тот факт, что одно и то же слово определяет различные понятия в быту и науке, затруднительно дать всеобъемлющее и точное определения этого явления. Выявление одаренности зависит от множества факторов, поэтому необходимо использовать все возможные источники информации о ребенке. Только после сопоставления информации, полученной из различных источников, можно делать какие- либо выводы. В стандартных жизненных ситуациях в качестве источников можно использовать рассказы, замечания и суждения преподавателей,родителей, сверстников и друзей, а также результаты различных тестов.Одаренного ребенка стараются воспитать и обучить таким образом, чтобы он представлял интересы воспитавшего его общества. Но именно талантливые дети могут доставить наибольшие проблемы при обучении. Прежде всего это связано с их опережающим развитием и нетрадиционными взглядами на окружающий мир. Довольно часто одаренные дети не хотят подчиняться общим требованиям в школе: не выполняют домашних заданий, не хотят изучать поэтапно то, что им уже известно, и т.д. Наравне с этой проблемой существует и другая - рано развившиеся дети думают значительно быстрее, чем пишут. Это приводит к тому, что их работы плохо оформлены,неаккуратны, выглядят незавершенными. В некоторых случаях это может привести к полному отказу ребенка от фиксации своих мыслей. Такие случаи единичны, чаще встречается нестабильность интересов, что приводит к ситуации, когда ребенок не знает, кем хочет стать в будущем.

Обычно одаренные дети проявляют повышенную требовательность к себе и другим,нетерпимость к нарушителям собственных канонов.Такие особенности поведения и сознания позволяют одаренному ребенку отказаться от кумиров и авторитетов, что, с одной стороны,затрудняет процесс обучения, с другой - помогает сформировать свой собственный стиль. На ранних стадиях работы с одаренными детьми можно наблюдать и другую неприятную особенность -поверхностность знаний. Это объясняется множественностью интересов ребенка, его желанием заниматься всем, к чему возникает интерес. Следует сказать и о том, что одаренные дети доставляют неудобства не только другим, но,зачастую, и себе самим. Наиболее ярко это проявляется в общении, то есть возникают проблемы межличностной коммуникации одаренных детей.

Беря на себя роль организатора,руководителя в раннем возрасте, они, тем самым,вызывают недовольство со стороны остальных участников общения или игры. Это недовольство тем сильнее, чем меньше понимание неординарности человека, взявшего власть в свои руки. Позже одаренные дети бывают склонны к командованию,управлению другими, становятся более жесткими и нетерпимыми. Этот факт можно рассматривать с различных точек зрения: если талантливый ребенок приложит максимум усилий к привлечению внимания к своей личности, то он будет иметь высокий авторитет и уважение группы, в которой развивается; и,напротив, невостребованные управленческие таланты приводят к тому, что человек отвергается коллективом. В первом случае создается благоприятная психологическая обстановка для дальнейшего развития личности, во втором -конфликты могут привести к полной потере интереса к дальнейшему развитию. Вышеперечисленные факты приводят к выводу о том, что одной из важнейших задач педагога при работе с одаренными детьми является создание благоприятной обстановки в коллективе и разрешение конфликтных ситуаций.

Комментариев нет:

Отправить комментарий